Художник внутри вас

       

Визирование относительно констант



Визирование относительно констант

Обратитесь в мыслях к интересующей вас проблеме, вытащив на свет свои "проблемные аналогии". Прочтите нижеследующие инструкции, прежде чем начнете.

1. Глядя на проблемный рисунок, спросите себя: "Каковы константы этой ситуации - что нам дано, какие жизненные факты, которые нельзя изменить или которыми невозможно управлять и на фоне которых, тем самым, становятся лучше видны элементы переменные или непостоянные?" Одной из таких констант является время. Нам даны двадцать четыре часа в сутки, не больше, не меньше.

2. Вообразите константы в качестве сетки. Нарисуйте сетку на листе бумаги и обозначьте (словами) вертикальные и горизонтальные линии. Каждая линия может иметь собственное название, а можно работать с двумя общими понятиями, соответствующими "вертикали" и "горизонтали".

3. Сделайте мысленный снимок сетки. Превратите ее в своем воображении в прозрачную пластиковую сетку. Теперь мысленно рассмотрите проблему через эту сетку констант. (Можете даже положить поверх аналогового рисунка настоящую пластиковую сетку, которую вы использовали при рисовании, держа в уме ярлыки для каждой линии.) Если угодно, можете использовать сетку, состоящую лишь из одной вертикальной и одной горизонтальной линий, аналогичную той, что использовалась рекламной компанией, о которой шла речь на с. 119 и 120.

4. Изучите все части проблемы в их соотношении с сеткой. Что вам открывается с точки зрения пропорциональности размеров, расположения выше или ниже "уровня глаз", слева или справа? (Вспомните важность расположения в формате "аналоговых рисунков эмоционального состояния".) Какие постоянные факторы влияют на ваше восприятие проблемы как целого? Является ли время постоянным фактором? А деньги? Семейные отношения? Работа? Что происходит с проблемой, если линии сетки - постоянные факторы - удалить? Остается ли проблема проблемой? Если нет, то не являются ли постоянные факторы источником проблемы? Как можно исследовать такую возможность? Можно ли на постоянные факторы как-то повлиять? Можно ли их перемещать относительно проблемы? Что произойдет, например, если время рассматривать горизонтальным (то есть движущимся и "спокойным"), а не вертикальным (блокирующим продвижение подобно барьеру)?

5. Заложите эту новую информацию в зрительную память - постоянные факторы, помеченные словами, и ваше новое восприятие проблемы в соотношении с постоянными факторами.


Визирование ради видения вещей в пропорции и перспективе

1. Снова обратитесь к "проблемной аналогии" или пересмотрите в мыслях проблему, Первый инсайт и пройденную к настоящему моменту часть стадии Насыщения. Опять используя пластиковую сетку, помещенную на рисунок, попытайтесь увидеть соотношения между частями проблемы.

2. Обозревая всю проблему, выберите одну часть или аспект, который будет использоваться как "единица", относительно которой будет пропорционально измеряться что-то другое (х). Визируйте "единицу" и сравните, насколько велик (важен, настоятелен, значителен) х относительно "единицы". Поскольку речь идет о необъективных рисунках (лишенных узнаваемых объектов), использовать численные соотношения не нужно. Вот некоторые важные вопросы. Каковы относительные пропорции частей этой проблемы? (Соотношения вы можете оценить, сверяя их с сеткой.) Какой "размер" имеет ваша роль в этой проблеме по сравнению с "размером" других фигурантов? Проблема состоит из многих частей или представляет собой одну большую массу? Наибольшая из ее частей находится высоко или низко в формате - то есть выше "линии прицела" или ниже? Слева от средней линии или справа? Если посмотреть на проблему с несколько иной, более вычислительной точки зрения, что нового для себя вы видите? (Помните, что визирование - это сознательный метод, процедура обретения доступа к визуальной реальности.) Как этот новый навык влияет на ваше восприятие проблемы?

3. Выберите другой аспект проблемы в качестве "единицы" и "измерьте" х снова.

4. Продолжайте проверять пропорциональные соотношения, пока не разберетесь со всеми частями, которые лежат в границах проблемы. Опять же, выполните важный шаг приклеивания письменного ярлыка к вашему пониманию, а затем запоминания новой информации - образов и слов.

Отыскание мысленного глитча для исправления восприятия

Вы только что пользовались пластиковой сеткой, которая, конечно же, является механическим приспособлением, используемым в помощь восприятию, и самым эффективным глитчем. Но если вы мысленно пересмотрите другие глитчи, такие как переворачивание изображения, двусмысленные картинки или предложенная Дэниелом Ден-нетом "действенная стратегия" внедрения в систему доли дезинформации для "поимки шпиона", вы будете готовы сделать следующий шаг, описанный ниже.

1. Обдумайте принципы, лежащие в основе использования всякого глитча. Ключевой момент состоит в том, что мозг имеет тенденцию склоняться к норме, к тому, что многократно проверено на истинность, к старым понятиям, застрявшим в памяти, полезным тем, что не требуют свежести мышления или учета новой информации, не укладывающейся в рамки старых представлений.

2. Теперь, снова размышляя о своих аналоговых рисунках и о проблеме, которую они олицетворяют, поищите в своих мыслях глитч, который мог бы наилучшим образом подойти к вашей проблеме. Может быть, есть какая-то информация, которую можно было бы запустить в систему, чтобы посмотреть вызовет ли она новую реакцию или выявит, так сказать, ложность старой реакции?

3. Этот глитч может быть чем-то таким же простым, как вопрос "А что, если...?" или переворачивание проблемы вверх ногами. А может быть и чем-то изощренным, вроде картинок со скрытым содержанием, таких как "жена/любовница" или "муж/любовник". Может быть, и в вашей "проблемной аналогии" есть скрытый смысл, равноценный наблюдаемому, - что-то такое, что кажется одним, а потом оказывается совершенно другим? Например, что-то представляется "гневом", но под другим углом зрения оказывается "удовольствием"? Вы что-то считали "иксом", но его парадоксальным образом можно с тем же основанием увидеть "игреком"? (Многие научные открытия проявлялись как "скрытые изображения". Примером может служить открытие пенициллина: с одной стороны, ключевым веществом была плесень; под другим же углом зрения это оказалось лекарством от инфекционных болезней.) И еще одно предложение насчет картинок-иллюзий: если вы непрерывно смотрите на свой рисунок, не может ли он как-то вывернуться наизнанку подобно кубам Неккера, открывая новый взгляд на проблему?

"Размышляя о человеческом поведении и мышлении, мы традиционно связываем способности и качества людей с разделением их на определенные группы, как, например, на художников и ученых, нормальных и поврежденных в уме, умелых и неумелых.
Однако, сосредоточившись на искусстве, мы можем извлечь на поверхность некоторые способности и качества, которые оставались до сих пор нераскрытыми, и обнаружим, что эти аспекты личности играют значительную роль и вне сферы искусства". Говард Гарднер "Испытания для искусства", 1976

4. Знаменитым глитчем из детской сказки про Белоснежку было зеркало на стене, которое могло говорить только правду. Попробуйте поднести свою "проблемную аналогию" к зеркалу; это позволит вам взглянуть на проблему по-новому.

5. Если вы сумели отыскать глитч, опять же "пометьте" свои мысли словами и занесите новое понимание в зрительную память.

Помните, что визирование тесно связано с константами и соотношениями. Воспринимая края проблемы, наблюдая негативные пространства, вы сейчас складываете все это в некоторые соотношения, которые основываются на свежем восприятии пропорций и перспективы.

Визирование как грамматика рисования

Наконец, представьте, что вы снова видите бок о бок этих близнецов, Твидлдума и Твидлди, словесный язык и зрительное восприятие. Мне кажется, что слова в языке и края в восприятии, как компоненты каждого режима, возможно, эквивалентны, что контекст (помогающий определить смысл) в языке более или менее эквивалентен негативному пространству в восприятии, а грамматика и синтаксис в языке эквивалентны соотношениям и пропорциям. Если это действительно так - если грамматика и визирование эквивалентны, - стоит ли удивляться, что навык, который вы только что изучили, студенты часто считают таким же трудным и скучным, как и грамматику с синтаксисом? И все-таки эти навыки необходимы; язык без грамматики искажается так же, как рисование без визирования. Мы должны изучать их. И вскоре они становятся автоматическими, сплетаясь с другими навыками, и помогают нам точно воспринимать и интерпретировать свои переживания. Информацию, визуальную и вербальную, необходимую для стадии Насыщения, во всей ее полноте никак иначе не соберешь.



Содержание раздела